100-летие дополнительного образования

Немного истории

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Согласно одной из версий, внешкольная форма работы с детьми появилась именно в Санкт-Петербурге, а именно в Шляхетском кадетском корпусе. где был открыт первый кружок по литературе для занятий в свободное время. 

Однако, первым государственным внешкольным учреждением считается Станция юных любителей природы, которая открылось в 1918 году в Москве, в Сокольниках. 

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

ГБУДО ДДТ "Ораниенбаум"

1. Историческая справка

В 2018-м году исполняется 34 года с тех пор. как был организован Дом Детского Творчества "Ораниенбаум", называвшийся в 1984 году Домом пионеров и школьников. Все время своего существования наше учреждение располагалось по адресу: ул. Красных партизан, д. 38 (в настоящее время – ул. Александровская, д.38), в историческом и культурном пригороде Санкт-Петербурга – городе Ломоносов, и является открытым для всех детей и подростков Петродворцового района, независимо от конкретного микрорайона проживания.

14 февраля 1991 года Дом пионеров и школьников был переименован в Дом детского и юношеского творчества г.Ломоносова.

15 августа 1996 года было зарегистрировано Государственное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Дом детского и юношеского творчества г.Ломоносова.

В настоящее время учреждение зарегистрировано как Государственное бюджетное учреждение дополнительного  образования  Дом  детского  творчества  Петродворцового  района  Санкт–Петербурга «Ораниенбаум».

2. ДДТ "Ораниенбаум" - это

- 41 творческое объединение с количеством обучающихся 1745 человек (1680 человек - на бюджетной основе и 65 человек на платной) в возрасте от 6-ти до 18-ти лет.

- Коллектив учреждения неоднократно становился победителем всероссийских, городских и районных профессиональных конкурсов, фестивалей, смотров и конференций, посвященных мастерству, патриотическому воспитанию, игровым технологиям, оздоровительным методикам и кампаниям.

- 5 педагогов награждены премиями правительства Санкт-Петербурга;

- Образцовые коллективы (Студия народных традиций "Берегиня" и ЭВС "Модерн")

  

3. Направления деятельности

Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых по различным направленностям: художественная, культурологическая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая.

Спектр образовательных услуг учреждения включает в себя живопись; театр; хореографию; вокал; конструирование и моделирование; основы промышленного дизайна; шахматы; игру на барабанах; разные виды рукоделия; народное творчество; краеведение и т.д.

Педагоги Дома Детского Творчества "Ораниенбаум" – энтузиасты своего дела, высокопрофессиональные специалисты. В нашем учреждении работает более 60% педагогов высшей и первой квалификационной категории.

   

__________________________________ 

План основных мероприятий по подготовке и проведению 100-летия системы дополнительного образования детей // Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 28.04.2018 №09-630

План мероприятий, посвященных празднованию 100-летия системы внешкольного (дополнительного) образования в России // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.02.2018 №416-р

План методической работы к 100-летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей ГБУДО ДДТ "Ораниенбаум"

План мероприятий, посвященный 100-летию системы дополнительного образования Санкт-Петербурга Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга "Ораниенбаум"